Директор "АВТОLine" Вениамин Лазарев рассказал про трудности курсантов

С 1 сентября в работе автошкол в России – очередные изменения. Вступают в права новые программы по подготовке водителей, в том числе и в нашей автошколе “АВТОline”. Что нового они принесут, какова ситуация с экзаменами, как выпускникам они даются и каковы главные советы мастера производственного обучения вождению с 50-летним стажем – обо всем этом беседуем с директором семейной автошколы Вениамином Лазаревым.

– Вениамин Михайлович, по просьбам наших курсантов поговорим про трудности сдачи главного экзаменационного испытания учеников автошкол в Котласе. Не секрет, что не всем удается взять его с первого раза. К тому же с вводом нового регламента ГИБДД с 1 апреля 2021 года в нашем городе появились солидные очереди кандидатов в водители на пересдачу. Что так изменилось, что привело к этому?

– С первого взгляда ничего особенного в самом экзамене не изменилось. Только не стало утвержденных, конкретных экзаменационных маршрутов, как раньше - первый, второй, третий… Раньше курсанты на экзамене ехали по какому-то из них, сейчас инспектор-экзаменатор направляет кандидата в водители туда, куда считает нужным, в пределах центра города. Люди волнуются… И ведь не очень часто происходит повторная сдача экзамена. Видимо, все это влияет.

– Но все-таки экзамен стал сложнее?

– Сложного ничего нет! И едут ученики хорошо! А ошибки-то какие чаще всего – то не включил указатель поворота, то на площадке другой раз с горки скатился, то неправильно выехал с парковки – въезжаешь с поворотом направо и надо выезжать с поворотом налево. Вот кандидат в водители все сделал четко на маршруте, но с парковки прямо выехал – и все, экзамен провален, нужно ждать очереди на пересдачу. Хотя всем курсантам все дотошно рассказано, все все знают и все равно ошибки допускают.

Раньше чаще всего при остановке на левой стороне дороги ученики ехали через сплошную линию, но сейчас этого нет. Однако многим мешает сдать экзамен превышение скорости, особенно на участках, ограниченных знаками 20 км/ч. Вот на этом участке почему-то едут 25 км/ч и объясняют – “я разволновался”, “я разволновалась”. Не включают указатель поворота налево на перекрестке, при обгоне забывают включить правый сигнал. Довольно много ошибок, хотя на обычном вождении с мастером вообще ошибок нет! На экзамене от волнения не правильно выполняют правый поворот. Правила требуют маневрировать по возможности ближе к правому краю проезжей части, а ученики едут порой с захватом противоположной полосы. Отлично выполняют обгон, с максимальной скоростью едут – все делают хорошо на занятиях, но кто на чем проколется от волнения на экзамене! 

– Каков сейчас процент сдачи, ведете статистику?

– Статистика отошла на задний план. Дело в том, что ГИБДД считает показатели совершенно по другим принципам, не тем, на которые всегда опирались автошколы. У нас, например, по ПДД – если сдали с первого раза 9 из 10 курсантов, мы считаем, процент сдаваемости – 90. А в ГИБДД все, кто сдал позже, попадают исключительно в число “не сдали с первого раза”. Хоть человек сдал со второго или 10 раза – уже неважно, рейтинги автошкол только уменьшаются. По статистике инспекции, у нас уровень сдачи ПДД за первое полугодие – 47%. По нашим подсчетам – 90%. И надо сказать, у нас в общей картине по городу показатели – одни из лучших! У всех автошкол низкий процент сдаваемости – по всей стране такая картина. 

– Часто в СМИ слышишь претензию в адрес автошкол – “плохо учат”. А ваше мнение на этот счет?

– Я в корне не согласен с этим утверждением. Нормально учим. Почему нервы не выдерживают у курсантов? Большой вопрос. Меня некоторые ученики, не сдав по нескольку раз, спрашивали - “А вы задумывались, почему плохо сдают?” Конечно, задумывался! Меня волнует этот вопрос - до этого процент сдаваемости был вот такой, а стал… Конечно же, меня волнует! Начинаем анализировать, какие ошибки ученики последний раз допустили. Пример: проехал курсант прямо, когда инспектор просил направо (3 балла), плюс еще превысил скорость… А почему, спрашиваю, так вышло? “Не знаю, разволновался!” Не понял команду инспектора - переспроси. Примеров могу привести массу. 

– Но ведь это волнение во все времена присутствовало у учеников автошкол, и ноги трясутся у многих курсантов, как у нас раньше, кто сдавал 10-15 лет назад, от страха, по сей день…

– Правильно, ситуация вообще не нова. Но раньше курсанты ехали на экзамене минут 15-20, максимум когда-то 30. Экзамен по вождению был разделен на два этапа. Сдали площадку – уже легче. Сейчас она входит в единый экзаменационный выезд, и если ученик едет хорошо, на экзамен уходит 50-60 минут, то есть в два раза больше. Не все выдерживают, “батарейка кончилась” – ошибку допустил. Дольше едем. Надо выполнить три разворота вместо одного. Раньше одна остановка – сейчас три, на левой, правой стороне дороги и при окончании. Обгон…

– Обгон сложно дается ученикам?

– Сколько ребят сдавало, в принципе, ни у кого с обгоном проблем не было. Мы же тренируем его! Но и тут анекдоты. Один кандидат в водители повернул на Мартемьяновскую – экзамен почти к концу шел, когда перед нами “нарисовался” трактор с бельем, а курсант едет и едет за ним. Прямой участок, встречных нет, трактор идет со скоростью 20 км. Мы за ним… Когда остановились, инспектор спросил: “Почему трактор не обгоняли?” А курсант просто подумал, что на экзамене мы обгоняем только учебные машины! До этого прекрасно был сделан обгон учебной машины... 

Опыт решения дорожных ситуаций вот на таких случаях и тренируется. И это на самом деле все во благо будущего водителя. Всему свое время. И успеху на экзамене тоже. Надо просто больше готовиться. И это не раз доказанная нами истина в подготовке к экзамену. Ошибки-то элементарные. Не нужно этого бояться, надо добиваться своего.

– Так что же нужно иметь ученикам в характере, поступая в автошколу?

– Настрой на длинный забег и упорство, веру в себя и уверенность. Масса примеров, когда ученики, и в том числе девочки, легко отъездили и сдали с первого раза. Недавно у нас женщина в пенсионном возрасте сдала на права с первого раза. Дочка ее с первого раза сдала. 

– Что ждете от государства? Чтобы автошколы лучше готовили курсантов?

– Новые программы начинают действовать с 1 сентября. Но в целом нового-то в них ничего особого нет. То же количество часов. Будем дополнительно рассказывать на занятиях про работу вспомогательных систем автомобиля – например, круиз-контроля и т.п. Наши программы уже находятся на согласовании в ГИБДД. Ходят разговоры про возможные новшества в билетах ПДД – в каждом может оказаться по 40 вопросов. 

– Обнадежите перспективой, что экзамены на пересдачу в ГИБДД будут чаще?

– Нет, обнадежить не смогу. Экзамен для кандидата в водители – это уже не ответственность автошкол, а государственная услуга, но мы, конечно, каждого выпускника сопровождаем на экзаменах. Потому что заинтересованы в его успехе и результате – получении водительского удостоверения. А чтобы чаще ставили экзамены, необходимо одно – увеличить количество сотрудников в экзаменационных подразделениях ГИБДД. Идет увеличение в Архангельской области. А в Котласе нет.

– В ГИБДД появился свой учебный автомобиль, это поможет кандидатам в водители?

– Запись на экзамен на нем пойдет через Госуслуги. Но это тоже человек, который нужен, чтобы поехать на машине принимать экзамен. Как будет организовано? У нас пока нет разъяснений. Но одна машина картину не изменит. Тем более это только механика – Лада Гранта. Многие курсанты целенаправленно учатся на автомобиле с АКПП.

– Часто ли кандидаты в водители оспаривают результат экзамена?

– Бывают случаи, но очень редко. Как правило, инспектор остается прав – не потому, что у него больше прав. Дело в том, что у нас реально правильно оценивается результат. И крайне редко проявляется человеческий фактор. Грамотные в Котласе экзаменаторы!

– Что же нужно тем, кто ждет пересдачи? Дайте совет!

– Не падать духом ни в коем случае! Совет один – надо готовиться к экзамену, ездить, брать часы. Знаки на дороге меняются. Погодные условия, дорожное покрытие (дождь, снег, лед). Более настойчивые ученики почаще сдают – кто больше и готовится. А некоторые – раз, и пропадают на полгода, а то и годы. Выходят сроки результатов ПДД – надо уже пересдавать и правила. Студенты уезжают учиться сейчас – идем им навстречу, ставим на экзамен. 

– А, может, пора психологическую подготовку усиливать в автошколах?

– Психологи так же точно сдают, как все, по моему опыту. Но личностный рост никто не отменял. Прокачать уверенность к экзамену можно. Мы попробовали, потестрировали работу ученика с психологом, но вывод специалиста был такой – нужна только индивидуальная работа с человеком по его желанию. Потому что универсальных практик, гарантирующих результат, нет. Каждому нужно подобрать свою технику проработки каких-то негативных убеждений. Кто желает расти над собой – возможностей сейчас великое множество. Специалисты хорошие есть, и мы всегда дадим рекомендацию, к кому записаться, всем, кто пожелает разбираться с собственными страхами.  

Или же остается просто осознанно готовиться к экзамену, нарабатывать практику с мастером. Мы готовы идти навстречу всем нашим выпускникам, которые пересдают экзамен. Все реально! Принимая внутренний экзамен в автошколе, мы тоже строго подходим к оценкам уровня подготовки курсантов. И знаем, что едут они хорошо!